Какую вязкость масла выбрать – главный вопрос, из-за которого спорят практически все водители. При этом даже официальный представитель сервиса не может однозначно указать решение, у каждого свое мнение. Чтобы сложилась объективная точка зрения, нужно разобраться в этом параметре подробнее.
Что понимают под вязкостью
Масло предназначено для смазки трущихся деталей, а в моторе его главной задачей является недопущение сухого трения. Задача достигается созданием пленки на поверхности разными способами:
- в нагруженных местах масло нагнетается через каналы;
- ненагруженные участки получают постоянную масляную взвесь, которая оседает на металле.
Вязкость – это параметр, который определяет густоту масла в конкретном диапазоне температур, учитывая его способность к сохранению пленки на деталях. Также отличия моторных масел по вязкости можно увидеть при изменении температурного режима. Водителю доступны только показания датчика, измеряющего температуру антифриза. У каждого двигателя есть своя расчетная вязкость, в зависимости от климатических условий, режима работы и особенностей конкретной модели.
Отличия моторных масел по вязкости
С учетом того, что вязкость – непостоянная величина и зависит от температуры, международной ассоциацией инженеров разработана инструкция по диапазону температур, в котором мотор способен работать без рисков.
Вязкость указывается на маркировке масла. Так, моторное масло 5W-30 означает, что мотор заведется при температуре –35°C и выше. Параметр вычисляется вычитанием из сорока цифры перед “W” (40 – 5 = 35).
Второе число обозначает вязкость при высоких температурах, именно в тот момент, когда двигатель работает вовсю. Нельзя сказать, что высокая или низкая вязкость в рабочей температуре – это хорошо или плохо. У каждого мотора своя конструктивная норма вязкости, которая указывается производителем.
Как подобрать масло по вязкости
В кругах автомобилистов стало аксиомой утверждение о том, что чем выше высокотемпературная вязкость, тем лучше. Однако это утверждение не совсем верное, так как у каждого мотора свой режим работы и требования к маслу.
В гоночных автомобилях используются масла с высокой вязкостью, однако там двигатели находятся в других температурных диапазонах. Кроме этого, после каждой гонки мотор проходит техобслуживание и часто перебирается, а ресурс его – не более одного гоночного сезона или даже 7-10 заездов, после чего силовую установку просто меняют на другую. Поэтому сравнивать гражданские авто и гоночные машины неправильно, а применять спортивное масло крайне не рекомендуется. Топливо для автоспорта категорически запрещается заливать в “обычную” машину – это может привести к разрыву блока цилиндров.
Поэтому в вопросе, как подобрать масло по вязкости, в первую очередь нужно обратить внимание на сервисную книжку и далее исходить из нее.
Если отсутствует нужное масло или нет возможности узнать необходимую вязкость, то следует залить универсальный состав масла 5W-40.
Последствия неправильного выбора масла
Рассмотрим два сценария ошибки выбора смазочной жидкости.
В первом случае водитель выбрал превышающую норму высокотемпературную вязкость. На работе двигателя это почти никак не отразится, будет только заметно небольшое превышение температуры при работе под нагрузкой, в отличие от нормального масла. Это происходит из-за повышенного трения между поверхностями мотора, которое вырабатывает больше энергии и греет весь мотор. Такой режим работы не критичен, однако снижает общий ресурс мотора. Проблемы раскроются только через 50 или 100 тыс. км пробега. При этом доказать, что виновато именно масло, почти невозможно. Поэтому в сервисе при отсутствии инструкций смело зальют масло с высокой вязкостью без опасений за последствия.
Если залить масло с низкой вязкостью, проблемы покажутся гораздо раньше. Это специальные масла, допущенные производителями. Под них выпущены высокоточные двигатели с малыми зазорами. Тенденция на уменьшение вязкости рабочего масла вызвана энергосбережением и повышением КПД, соответственно, снижается ресурс и надежность. Если такое масло залить в обычный мотор, то он начнет изнашиваться сразу после достижения рабочей температуры. Более того, из-за слишком тонкой масляной пленки возможен клин мотора, поскольку происходит интенсивное трение металла об металл.
Рабочая вязкость также зависит от присадок в масло, которые придают маслу определенные характеристики при разогреве. Добавки со временем стареют и перестают выполнять свою функцию, что тоже ведет к ухудшению смазывающих свойств.
Таким образом, для мотора нужно покупать только рекомендованное брендовое масло с водяными знаками и высоким уровнем защиты от подделки. При его отсутствии временно можно использовать универсальный состав, который также должен быть качественным, от надежного дилера. Следуя определенным правилам, можно продлить жизнь мотора без капитального ремонта.